Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа.

 

   Одним из традиционных промыслов Нижегородского края стала Городецкая роспись. Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской. Название «городецкая» зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о «нижегородской росписи» или о «курцевских красильщиках». Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева.
  Яркая роспись привлекает детей с раннего возраста, поэтому педагоги стараются как можно раньше познакомить ребят с техникой городецкой росписи и ее элементами.
   Орнамент городецкой росписи образуют различные элементы – геометрические, растительные, животные. Говоря о растительных элементах городецкой росписи, нельзя не упомянуть городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок. Популярны бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы. Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев. Животные мотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.
  Основными элементами городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.
   Выполнение городецкой росписи осуществляется в три этапа. На первом этапе (подмалевка) производится нанесение одного цветового пятна, на втором (теневка) – нанесение скобки, а на третьем этапе оживки (разживки) происходит тонкая разделка форм орнамента при помощи белил. Таким образом, однотонные силуэты приобретают некоторую объемность.
  Обо всем этом вместе с методистом МБОУ ДОД ДЮЦ «Бутурлинец» Сарапкиной Светланой Анатольевной вспомнили воспитатели детского сада «Березка» на мастер-классе «Городецкие мотивы».
В практической части занятия каждый попробовал свои силы в росписи городецких цветов, создавая свои неповторимые узоры.

Методист МБОУ ДОД ДЮЦ «Бутурлинец»
Сарапкина С.А.